English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

3 года порталу АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.
12 вопросов Редактору

Портал АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ стартовал 1 октября 2010 года.  Накануне 3-хлетия этого необычного просветительского проекта, с его редактором Александром Соколовым беседует главный редактор журнала "Биология. Всё для учителя" издательской группы "Основа", к.б.н. Константин Задорожный.

Слева направо: Александр Соколов, Константин Задорожный, Станислав Дробышевский на расчистке погребения в Войтенках (Харьков)
Слева направо: Александр Соколов, Константин Задорожный, Станислав Дробышевский на расчистке погребения в Войтенках (Харьков)

1. Если вернуться на 3 года назад: о чем Вы мечтали, открывая портал? Какую цель ставили? И что получилось "по факту"?

Изначально мысль была – сделать сайт, которого еще  никто не делал (по крайней мере, в России. А может и в мире…). 

Хотелось выйти на ежедневные 1000 читателей… В это, если честно, верилось с трудом. И я поначалу не собирался ввязываться так «по-крупному». Думал, сделаем со Станиславом Дробышевским что-то типа электронной книги про антропогенез, и буду жить себе дальше. 

Того, что получилось, мы точно не ожидали. На ежедневную тысячу читателей вышли менее чем через год. На портале стали публиковаться крупнейшие российские ученые. Пошел поток писем, и не только из России, но и из-за рубежа. Нас стали цитировать новостные ленты. 

Возникли и дополнительные неожиданные эффекты. Я бы выделил вот что:

  • Очные мероприятия. Первая «тусовка» ученых прошла в декабре 2010 г (Мы это назвали «Клуб АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ»). Сейчас проведено 10 заседаний Клуба (в Дарвиновском музее) и еще ряд популярных мероприятий в Москве и Петербурге
  • осенью 2013 года посещаемость портала достигла более-менее стабильных 4000 человек в день, пики до 20 000 и выше
  • регулярные контакты с журналистами, съемки на телевидении
  • участие в раскопках
  • написание книги (над которой сейчас работаю)
  • ежедневные письма читателей – очень разные по эмоциональной окраске
  • и ежедневная головная боль (но в хорошем смысле :)

Видимо, всё это произошло благодаря тому, что встретились правильные люди :), и благодаря хорошему стратегическому планированию на старте проекта и в дальнейшем. Система решений выстрелила. Как я сейчас понимаю  - не могла не выстрелить.

Пользуясь случаем, благодарю моего учителя, Игоря Леонардовича Викентьева, за помощь и множество крайне ценных советов. 

Что изменилось по сравнению с изначальным планом – появился-таки раздел «Критика», и мы занялись полемикой с антинаучными силами. Изменилось и мое отношение к проблеме лженауки. При проектировании портала мы искренне полагали, что у нас полемики с «мракобесами» не будет. Потому, что я видел непродуктивность подобной деятельности на ряде печальных примеров, когда попытки «изобличить» маргиналов лишь делали им дополнительную рекламу. Теперь я понимаю, что активная борьба с лженаукой необходима, просто нужна иная стратегия. По-прежнему считаю, что данное направление (полемика) не должно быть главным на нашем портале, но заниматься этим –  наше неизбежное бремя как крупнейшего российского ресурса по антропогенезу. Хотя если смотреть с точки зрения популярности, материалы этого раздела постоянно в первой тройке. Что ж, народ любит склоки, но наши приоритеты – наука, наука и еще раз наука. 

2. О чем чаще всего Вас спрашивают читатели?  

На самом деле, есть набор типовых вопросов, впору формировать раздел FAQ (чем мы, на самом деле, уже занимаемся). Спрашивают про возникновение рас; про поведение обезьян; про мозг, про интеллект, про религию… Нередко вопросы (и всплеск интереса читателей) приурочены к некому информационному поводу – чаще всего таким поводом является телепередача или фильм, который нас просят прокомментировать. Преподаватели вузов и учителя спрашивают разрешения на использование наших материалов на занятиях. Что очень приятно – часто пишут благодарности. 

Иногда приходят письма с неожиданными просьбами. Например, только что попросили меня выступить неформальным консультантом для дипломной работы слушателя Духовной Академии (тема работы – происхождение человека…). 

- Согласились? 

А почему бы и нет. 

3. Кстати, какие у вас отношения с религиозными деятелями разного рода? Конфликтов не было? 

А знаете, нет. Мы в эти игры не играем. Мы не обсуждаем религию, мы не обсуждаем личности, ни с кем не выясняем отношений. Мы играем исключительно на научном поле.

На портале была пара материалов с критикой высказываний религиозников, но там мы разбираем те конкретные глупости, которые они говорят, а не их, так сказать, профессиональную деятельность.

4. Вам ведь шлют письма ученые? Какие вопросы они задают?               

Специалисты периодически ищут контакта с авторами публикаций на нашем портале. Присылают свои статьи, книги; просят о консультации. И даже приглашают приехать на раскопки (последний раз, например, звали в Египет…)

5. Опишите Вашего идеального Читателя 

  • он открыт новым знаниям и умеет задавать вопросы, руководствуясь педагогическими и научными интересами
  • вступает в наши сообщества в соцсетях, подписан на нашу рассылку
  • присылает умные вопросы мне на емейл
  • пишет УМНЫЕ комментарии в фейсбуке к нашим материалам
  • приходит на наши популярные лекции (когда они проходят в Москве и Санкт-Петербурге)
  • готов помогать нашему делу.

6. А идеальный Читатель-специалист? 

Вы имеете в виду ученого, читающего наш портал? Такой ученый: 

  • шлет нам свои статьи (и эти статьи написаны доступным языком, да еще и сопровождаются авторскими иллюстрациями :)), и даже готов дорабатывать статью с учетом пожеланий редакции
  • делится с нами новостями (об открытиях, новых публикациях, книгах, конференциях, выставках в России и в мире…)
  • рекомендует нас своим коллегам
  • дарит хорошие книги для нашей библиотеки
  • готов выступать с докладами на наших мероприятиях
  • регулярно упоминает нас в интервью журналистам, и корректно ссылается на  нас в своих публикациях. 

7. Признайтесь, кто стоит за порталом Антропогенез.ру?

Забавный вопрос. Я видел в сети разные версии: «МГУ», «Академия наук», мне лично писали, что мол я «отрабатываю какой-то грант»… Должен вас разочаровать: за проектом не стоит никого, кроме меня и Станислава Владимировича Дробышевского. Это целиком наше со Станиславом детище, наша частная инициатива. Нам не помогают никакие фонды и организации. Конечно, мы много с кем сотрудничаем – например, с Государственным Дарвиновским музеем, руководство которого охотно предоставляет нам помещение для мероприятий (огромное им за это спасибо!). Кроме того, надо поблагодарить ряд наших авторов, которые регулярно и терпеливо пишут ответы на вопросы читателей.

А так – мы вольные птицы, делаем что хотим :) 

8. Как редактор журнала для учителей, спрошу: с какими проблемами сталкиваются сейчас учителя биологии? 

К сожалению, помимо очевидного наступления лженауки, существуют дополнительные трудности для учителей. 

Во-первых, это крайне устаревшая информация в учебниках – в которых, фактически, отражены представления об антропогенезе 40-летней давности. Конечно, определенный консерватизм учебников – это нормально, но палеоантропология развивается стремительно, а наши детки об этом ничего не знают… 

Во-вторых, это отсутствие в российских городах музеев и выставок данной тематики. Есть несколько в Москве (Дарвиновский, Палеонтологический, Биологический)… И ВСЁ. Даже в Петербурге на тему происхождения человека посмотреть почти нечего… И даже в перечисленных музеях пополнение экспозиции прекратилось в 80-е годы (а ведь с тех пор сделано столько замечательных находок!). Зал «эволюция человека», в тех немногих местах, где он есть – это стандартный набор экспонатов: несколько черепов (австралопитек - питекантроп - синантроп - неандерталец), пара бюстов-реконструкций М.М.Герасимова, пара репродукций Буриана, несколько каменных орудий... That's all.

Загляните в наш каталог, посмотрите фотографии западных выставок и … грустно вздохните. Понятно, что размер экспозиций принципиально ограничен (особенно когда это – только небольшая часть одного из залов музея), но что учитель может противопоставить ленивому вопросу школьника, перекормленного телевизором и Интернетом: «И это ВСЁ?» Впрочем, жителям большинства городов России даже о такой экспозиции остается лишь мечтать.

Наш портал – попытка частично решить эту проблему. Нет возможности пойти в реальный музей – заходите в наш виртуальный! 

И в третьих, это проблемы с выбором литературы – помимо откровенной лженауки,  много халтуры и очень мало приличных книг…  Ряд авторов, пытающихся писать на около-«антропогенезные» темы, пересказывают одни и те же истории из старых книжек, изданных в СССР (Эйдельман, Ларичев, Джохансон) – хорошо, если без значительных искажений. Ну сколько можно про Дюбуа и первого питекантропа на Яве!… Причем практически теми же словами, что у Эйдельмана. Однозначно, лучше почитать первоисточник, тем более что книгу несложно найти в Сети. 

Итак, за несколькими исключениями (типа двухтомника А.В. Маркова), с хорошей литературой по-прежнему беда. Ситуация такова, что старый советский учебник биологии всё равно лучше свежеизданной непонятной книжки непонятного автора (хотя бы и с яркими картинками). См. видео: как отличить научную книгу от лженаучной?  

Надо закончить на позитивной ноте. Вечный вопрос от учителей: можно ли использовать материалы портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ для подготовки школьных уроков? Да, разумеется, портал для этого и создавался. Только не забывайте ставить ссылку на источник.

Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислав Дробышевский с сыном Володей.
							26 апреля 2010 года
							Палеонтологический музей, Москва. Фото - Александр Соколов.
							В этот день родилась идея проекта.
Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислав Дробышевский с сыном Володей.
26 апреля 2010 года
Палеонтологический музей, Москва. Фото - Александр Соколов.
В этот день родилась идея проекта.

9. Каково социальное значение проекта АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ?  

Тут несколько моментов. 

I. Когда в какой-то области затруднительно получение достоверной информации – мгновенно расцветают суеверия, заблуждения и спекуляции. Особенно подвержены этому области, затрагивающие мировоззрение, религию, национальные вопросы. 

Тема происхождения человека, так или иначе, задевает все три пункта!  Гипер-спекулятивная тема. Так вот, до 2010 года в спорах, в дискуссиях на тему антропогенеза образованным людям в России почти не на что было сослаться. Эта ниша пустовала.  Я рад, что сейчас ситуация резко изменилась благодаря нам.   

II. Поддержка ученых, пострадавших от СМИ…  Медиа-страсти, как вы знаете, только накаляются. На кого рассчитывать представителю мира науки, комментарий которого искромсали, полностью исказив его смысл? Кто возместит моральный ущерб уважаемому специалисту, попавшему в дурацкую телепередачу и вынужденному отвечать на издевательские вопросы журналиста-троечника? Увы, сохраняется ситуация, когда ученый, столкнувшись с журналистской халтурой, а то и с намеренной провокацией, оказывается один на один с проблемой. Однако закон не запрещает опубликовать информацию о таком инциденте на независимом Интернет-ресурсе, называя при этом фамилии тех, из-за кого пострадала репутация ученого. И несколько десятков тысяч интеллигентных людей об этом узнают в течение недели. Наши страницы к Вашим услугам. 

III. Формирование научного сообщества. Во многих научных сферах существует опасность разобщенности: не проводится междисциплинарных конференций, не происходит взаимного подпитывания новостями, открытиями, методиками; исследователи нередко варятся в собственном соку и не знают, что происходит в лаборатории, находящейся в соседнем кабинете… На юбилейном заседании Клуба АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ (по-моему, год назад) от уважаемого ученого-антрополога прозвучало высказывание (за дословность не поручусь, но смысл передан): «Это так здорово, что нас наконец собрали! Мы ведь друг с другом даже не здоровались, когда встречались в Институте! Это так важно, что удалось сформировать научную среду, где есть живая дискуссия, где можно обменяться знаниями, свежими идеями и т.п.». Это, я бы сказал, сверх-эффект, которого мало кто ожидал. 

IV. Оздоровление общества, формирование у молодежи интереса к науке. 

Молодые люди и девушки с еще не окончательно завирусованными мозгами должны видеть альтернативу телевизионным «квази-знаниям». Должны получать представление о том, что такое нормальная наука, что она существует и развивается, что это – по-настоящему интересно, захватывающе. Увы, интересы большого бизнеса в нашей стране – воспитание завсегдатаев торгово-развлекательных центров, а не думающих личностей.  Если мы не можем составить конкуренции развлекательно-жевательным телевизионным шоу – у науки в этой стране нет будущего. 

10. Как Вам удалось избежать участия в академических и т.п. интригах? 

Дело в том, что я совершенно не академический, я вне этой среды. Кому мы нужны? Недвижимости у нас нет, оборудования нет, мы не претендуем на деньги, мы ни с кем не ссоримся (по-крупному, по крайней мере). Для традиционных академических структур мы как бы и не существуем… 

Независимость – это вообще прекрасно. Я, например, отлично знаю, что такое публикация в самом-самом дружественном СМИ. Материал НИКОГДА не будет опубликован в таком виде, в каком это нужно мне и нашим читателям. Его хотя бы слегка урежут (для порядка); редактор пройдется карандашом; перепутают подпись к фото и т.д. и т.п. Проходили мы это миллион раз. На своем портале я могу сделать всё именно так, как хочу, в том формате и в том объеме, который считаю оптимальным.

11. Вы активно выступаете против ЛЖЕучёных – почему и зачем?

Деятельность лжеученых, маргиналов, отдельных религиозных фанатиков – разрушительна для науки. Они не созидают, они деградировали сами и тянут за собой других. Научная деградация – заразительна!  Я вижу, что сейчас в России идет настоящая информационная война, и стоять в стороне – значит, проиграть. Эти господа НЕ понимают хорошего отношения и не способны к дискуссии, для них дискуссия – это унизить собеседника, оттоптаться, попозировать перед своей аудиторией. 

Обратите внимание, что в критических материалах на портале мы анализируем не конкретного человека, а написанный им текст. Любой может проверить, что мы не лжем, не  искажаем, не оглупляем оппонента, как это принято в СМИ. Ошибок действительно 150, откройте книгу и пересчитайте. Мы приводим ФАКТЫ. Знаете, и я не видел ни одного возражения по существу. 

12Какие новые научные возможности появились в процессе работы портала? 

Портал стал площадкой для обкатки будущих книг (например, недавняя книга нашего научного редактора С. Дробышевского "Происхождение человеческих рас" выросла из нескольких глав, написанных специально для портала). 

Портал стал местом, где (впервые, по крайней мере на русском языке!) были внятно разъяснены для широкой публики некоторые острые вопросы, про которые вроде бы «всем всё ясно», но лишь с точки зрения специалистов. А выясняется, что никто толком эту тему не поднимал. Так произошло с вопросом о «генетической близости свиньи к человеку». Генетики смеялись и отмахивались, а миф продолжал жить, ибо где внятный и терпеливый комментарий? Комментарий появился только после того, как я сам попросил наших экспертов-генетиков внести ясность. 

На нашем портале были реализованы сервисы, которые создавались в целях популяризации, но оказались ценным инструментом и для исследователей. Например, наша интерактивная карта находок предков человека. Как заметил С. Дробышевский, о такой карте антропологи давно мечтали, но так и не собрались сделать.

А нашим каталогом постоянно пользуются специалисты, и не только из России – ведь он,  насколько мы можем судить, крупнейший в мире. 

Какие цифры характеризуют портал?

Вот ряд цифр на сентябрь 2013: 

Ежедневная аудитория портала (человек)

3-5 тысяч

Число отметок «Нравится» страницы в Facebook

2 780

Число участников группы Вконтакте

2705

Число фолловеров в Твиттере

1200

Количество размещенных видеороликов на Youtube

60

Число просмотров видео

77000

Количество опубликованных новостей

192

Количество выпусков email-рассылки

136

Количество статей и цитат

Более 500

Число авторов материалов

53

Количество местонахождений в каталоге

300

Количество палеоантропологических находок в каталоге

450


На фото – авторы, опубликовавшие более 2-х материалов на портале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ:

Слева направо, сверху вниз:


Интересно

Слыша о новейших открытиях важнейшей роли нуклеиновых кислот в жизнедеятельности, Лысенко понял, что полностью отрицать их существование уже невозможно. Он попросил Белозерского рассказать о них в возглавляемом им Институте генетики... Лысенко поднялся и сказал: «Ну что ж, если химики считают, что нуклеиновые кислоты существуют, пусть они их и изучают. Кстати, Андрей Николаевич, покажите мне эту, как её, дезоксирибонуклеиновую кислоту». Последние слова, хорошо знакомые каждому научному работнику, он произнёс с трудом и прерываясь. На предложение Белозерского прийти к нему в лабораторию, где он ему всё покажет и расскажет, Лысенко ответил: «Нет, вы её мне в банке пришлите»...

Catalog gominid Antropogenez.RU