“Этот череп принадлежал пожилому голландцу,” — сказал д-р Вагнер из Гёттингена. “Нет, — заявил д-р Майер из Бонна, — это череп русского казака, который в погоне за отступающей армией Наполеона отбился от своих, забрел в пещеру и умер там”. Французский ученый Прюнер-Бей придерживался иного мнения: “Череп принадлежал кельту, несколько напоминающему современного ирландца, с мощной физической, но низкой умственной организацией”. Окончательный приговор произнес знаменитый Рудольф Вирхов.
Смежные науки: археология
Археология изучает историю человеческого общества по памятникам материальной культуры. Можно кратко определить археологию как историю вещей.
Часто археологию понимают как "доисторию", изучающую культуры, для которых не известны письменные свидетельства – до античности или до средневековья. "Доисторию" иногда подразделяют на "праисторию" – историю безписьменных времён, до появления письменности, и "параисторию" – историю безписьменных культур, существовавших уже в письменное время. Впрочем, реально археологи часто изучают и письменные культуры, даже весьма близкие к нам по времени – античность, средневековье и даже новое время. При этом получаются данные о таких элементах культуры, о которых не говорят никакие письменные источники или же данные, уточняющие, подтверждающие или опровергающие материалы этих источников.
Предмет археологии – материальная культура.
Задачи археологии – обнаружение, сохранение, описание и интерпретация истории материальной культуры, выявление общих закономерностей и причин появления специфики в материальной культуре.
Этим археология резко отличается от антропологии, этим антропология обогощается и дополняется.