English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О первых поисках следов "допотопных" людей

Лю­бителем был и француз Жак Буше де Перт (1788-1868), директор тамо­женного бюро города Аббевиль, расположенного на реке Сомме. В 1836 г. этот всеми уважаемый в городе человек вдруг увлекся археологией и посвятил ей весь остаток своей жизни. К тому времени в окрестностях Аббевиля, на берегу реки и в каменоломнях, уже неоднократно попадались камни из кремня со следами обработки. Буше де  Перт взялся доказать, что эти камни являются орудиями труда допотопных людей. Он выступал с докладами, устраивал демонстрации камней, писал книги, в которых, од­нако, правильные мысли переплетались с нелепыми заблуждениями. Скептически настроенные ученые чаще обращали внимание на заблужде­ния, уличая его в элементарной научной безграмотности, и отказывались верить очевидным фактам. «Работа человека над камнем совершенно оче­видна, но я один, кто это признает», - записал он в своем дневнике. Только в конце 50-х годов эти факты получили признание у специалистов.

Вскоре Буше де Перт был признан в качестве основателя доисторической археологии (с чем, однако, не согласны английские патриоты, пытающиеся утвердить в этом звании Джона Фрера). С большим уважением о Буше де Перте отозвался Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение человека и по­ловой подбор» (1871 - 1896): «Глубокая древность человека была в новей­шее время доказана работами целого ряда авторитетов, начиная с Буше, а этот факт составляет необходимую основу для верного понимания про­исхождения человека» (Дарвин, с. 4). Таким образом, научный период в изучении загадки происхождения человека отсчитывается примерно от середины 19 столетия».

Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А., Введение в человекознание, М., «Российский гуманитарный университет», 1994 г., с. 186.


Интересно

«Разочарование в разуме - это, собственно, страх перед разумом, кото­рый рано или поздно столкнёт нас с действительностью. Разум нас под­водит, потому что заставляет испробовать боль разочарования, пред­вещая наши неудачи или честно и неумолимо их констатируя. Вот по­чему мы стремимся уклониться от него, как от чего-то неприятного, и пытаемся действовать, как говорится, за его спиной. Мы ведём себя по­добно должнику, уклоняющемуся от своих обязательств и надеющемуся, что всё сойдёт ему с рук, пока его не заставят раскрыть счёта. Отказ от разума есть не что иное, как бегство и уклонение от реально­сти. Это характерная черта упадочных эпох, когда люди утрачивают отвагу жить».

Карел Чапек, Разочаровал ли нас разум? / Письма из будущего. Неизвестный Чапек, СПб, «Глобус», 2005 г., с. 464. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU