English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Переход к систематическому изготовлению орудий. Олдованские индустрии

Фрагмент из книги:
Достающее звено
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Олдованский чоппер (Олдувайское ущелье, Танзания).
						Фото предоставлено Е.В.Беляевой
Олдованский чоппер (Олдувайское ущелье, Танзания).
Фото предоставлено Е.В.Беляевой

Сначала это были просто расколотые  гальки, желваки или обломки твердых каменных пород, потом перволюди стали отбивать от камней по нескольку сколов, оформляя острый режущий край. Такие примитивнейшие орудия называются олдованскими (Oldowan industry), по месту первых находок в ущелье Олдувай в Танзании (ранее выделялись ещё "культура галек Кафу" из Южной Африки, "культура эолитов" из Европы, но сейчас они не признаются за реальные). Данные орудия были, очевидно, универсальными.

Самые древние орудия найдены в эфиопских местонахождениях Гона – 2,5-2,7 млн.л.н., Омо (Шунгура) – 2,4-2,5 млн.л.н., Хадар – 2,5 млн.л.н., Канжера в Кении – 2,2 млн.л.н., Олдувай в Танзании – 1,5-2 млн.л.н., Сенга и Семлики (Ишанго) в Заире – 2 млн.л.н. Эти стоянки расположены всегда в открытой местности недалеко от воды, выявлены сезонные перемещения гоминин по территории. Доказательством неслучайности сколов на древнейших орудиях является повторяемость их основных типов и характерные черты обработки, например, наличие ударного бугорка, оббивка с одного или двух краёв при отсутствии её на большей части камня, концентрация орудий в местах, где такие артефакты не могли образоваться и скопиться естественным путём.

Дальше: Типы олдованских орудий
Назад: Нижний палеолит

Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU